С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Я уже писала ранее о своем опыте слингоношения и совместного сна с ребенком. В этой статье я бы хотела подробнее разобрать точки соприкосновения с Исламом метода сближения и теории привязанности.
Теория «неразрывного подхода» ("метод сближения") была разработана доктором Уильямом Серзом - отцом восьмерых детей (!!!).
На самом деле все логично. До года у ребенка формируется доверие к миру. Советское воспитание не церемонится: не брать на ручки, боясь избаловать, оставлять в кроватке орущим, когда ему плохо - это нормально. Даже в сегодняшние дни есть те, кто принимает это за истину. Оправдывает ли шариат такие методы воспитания? Напомню, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал маленькую девочку во время молитвы, он брал ее на руки, когда стоял, и клал на землю, когда делал земной поклон (суджуд). Также было передано аль-Бухари и Муслимом от Абу Катады аль-Ансари: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился и держал на руках Умаму, дочь Зейнаб дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Согласно сообщению от Абу аль-Аас ибн Рабиия ибн Абд Шамс, что когда он делал земной поклон, он клал её на землю, а когда вставал, брал на руки». (Передал Аль-Бухари 486 и Муслим 844). СубханАЛЛАХ, если во время поклонения, совершая намаз, можно взять ребенка на руки, то что говорить про остальное время?! Часто можно услышать от старших поколений совет не приучать к рукам. Конечно же, мы не в праве кого-то судить. Ошибки совершает каждый. Возможно, в то время эти меры воспитания были более приемлемы. Но стоит помнить о том, что женщина, в первую очередь – это мать, по поводу которой Всевышний Аллах в Священном Коране дал наставление, связав благочестие к ней с поклонением Ему. Я не могу говорить, что чувствует каждая женщина, когда ее ребенок плачет. Согласно психоаналитическим взглядам, отношение матери к ребенку во многом определяется историей ее собственной жизни. Матери, в детстве не знавшие материнского принятия и любви, не способны без дополнительных усилий полюбить своего ребенка безусловно и позволить ему привязаться к себе. Все эти вещи закладываются в нас рано и имеют определяющее значение для всех отношений, в которые мы вступаем, в том числе и в качестве родителей. Поэтому часто отношение матери к своему ребенку копирует отношение ее матери к ней, несмотря на упорное отрицание женщиной этого и даже на противопоставление подходов к воспитанию.
Изучая теорию привязанности, можно понять, почему многие дети, выросшие в детских домах, так и не могут в дальнейшем устроить свою жизнь. Основоположник теории привязанности, Джон Боулби, обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Раннее разлучение ребенка с матерью и помещение его в социальные учреждения, где он получает достаточно физического ухода, но недостаточно коммуникации и принятия, ведет к ранней травматизации и неспособности в дальнейшем испытывать привязанность. В 1969 году в Великобритании был снят документальный фильм "Джон", в котором можно увидеть влияние кратковременной разлуки с родителями на маленького ребенка. Здесь подробно показано воздействие на маленьких детей разлуки с родителями. Мне тяжело было смотреть этот фильм. Некоторое время я работала в младших группах в детском саду. По своему опыту знаю, что даже при большом желании, воспитатель не может успокоить каждого плачущего ребенка и уделить внимание всем одинаково. Сделать это в группах, где детей больше двадцати практически невозможно. Правда, фильм не о детских садах. Он снимался в доме ребенка, который был организован при некоммерческом фонде и специализировался на уходе за детьми из неблагополучных семей. Но благодаря этому фильму многие люди получили возможность понять, как страдают дети, разлученные со своими родителями. Этот фильм также вызвал серьезные дискуссии о том, какие формы попечительства о детях являются приемлемыми. Это, в свою очередь, повлекло за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми. В результате появилась такая форма устройства сирот в приемные семьи, как фостеровская (замещающая) семья, когда дети живут в приемных семьях, при этом юридически числятся живущими в детском доме. Детей стали помещать в фостеровские семьи в случаях, когда нахождение ребенка в своей семье невозможно. Дома ребенка в Великобритании были закрыты. Замечу, что и в мусульманских странах детских домов нет. В случаях смерти родителей, детей берут под опеку родственники (подробнее об этом можно прочитать в статье Дины Халиковой).
Мне посчастливилось быть слушателем на семинарах Екатерины Жуйковой (Клинический и семейный психолог, руководитель отдела по развитию семейных форм воспитания Института интегративной семейной терапии, преподаватель ШПР БФ «Семья»). В ходе обучения, интересно было узнать, что ребенок должен знать правду о своих настоящих родителях. Ложь в этом случае может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей судьбе. Подробнее об этом можно почитать в книге Людмилы Петроновской "Дитя двух семей". Приведу отрывок из ее статьи: "… Лишь через годы были проведены исследования, которые показали чисто статистическими методами, насколько дети, искусственно отрезанные тайной от своих «не тех» родственников, особенно прямых: родителей, бабушек и дедушек, оказывались менее благополучными в жизни. К зрелому возрасту, они чаще болели, были в целом более несчастными в семейной жизни, не преуспели в самореализации, имели больше психологических проблем. Напротив, дети, чьи родственники или приемные родители пошли на риск осложнения отношений с репрессивным государством, отказались врать детям об их родных и делать вид, что тех не существовало вовсе, были в конечном итоге, несмотря на некоторые сложности в молодости, более успешны, здоровы и счастливы. Конечно, когда речь шла о простом выживании семьи и детей, выбирать не приходилось, тайна была меньшим злом. А вот когда хранить семейные тайны продолжали «по инерции», или из соображений прагматических: карьера, выезды за рубеж, оказывалось, что последствия – себе дороже".
Так же и в Исламе. Мусульмане могут брать в дом сироту и обращаться с ним как со своим собственным ребёнком, но при этом нельзя усыновлять его. Так как усыновление, влекущее за собой изменение идентичности или родословной человека, в исламе запрещено. Еще раз я нашла подтверждение тому, что если что-то и запрещено в Исламе, то это во благо. Если даже на первый взгляд нам этот поступок кажется бессердечным.
*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.