Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Психология очередности (порядка) рождения: старший, средний, младший, единственный. Равные права детей


С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!



Вспомнился мне случай, как одна моя знакомая передавала слова своего брата: "Я жил себе один и у меня было одно яблоко любви. Когда ты родилась, это яблоко разделили на две части и одну дали тебе. Ты не видела все прелести целого яблока, живешь довольствуясь половинкой, а мне не хватает остальной части..."


Неудивительно, что у многих возникают трудности с рождением второго ребенка. Можно ли вернуть целое яблоко старшему ребенку? Думаю, что не стоит. Важный вопрос, связанный с правами ребенка, это справедливое и равное отношение к детям. Об этом праве сказал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха и будьте справедливы с детьми». (Аль-Бухари, 2447; Муслим, 1623). Нельзя отдавать предпочтение девочкам перед мальчиками, и наоборот. Если ты хочешь, чтобы дети относились к тебе одинаково хорошо, то дари им равноценное внимание и подарки. Несправедливое отношение к детям может также посеять ненависть и вражду между ними.

Как разделить "яблоко любви" поровну? Вся сложность в том, что появление в семье младшего ребенка всегда вызывает ревность старшего. Но, я бы хотела подробнее остановиться на особенностях формирования характера детей, в зависимости от порядка рождения в семье. Прочитав ниже описание детей, вы сможете увидеть, что каждый из детей получает в жизни свой опыт и попадает именно в те условия, котрые дал ему Аллах. У него возможно сформируются именно те качества, которые пригодятся ему иншаАЛЛАХ в будущем.

  • Старшие дети обычно более отвественны, с высоким чувством долга. Они могут чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становятся лидерами. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни.

    При воспитании старшего ребенка важно помнить, что если он вынужден заботиться о младшем, то все же не стоит приносить в жертву его детство. Ему ведь тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, а он привязан к коляске брата или сестры.
  • Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своиx попытках почувствовать собственную значимость, средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, — это стать разрушителем. Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки. Поскольку средние дети обычно более ответственны, чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у младших и у старших, и они более интроверты, чем те и другие. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям. Они хорошо умеют вести переговоры и часто становятся дипломатами, секретарями, парикмахерами, официантами — занятия, требующие такта, но не слишком большой агрессивности. 
  • Младший ребенок беззаботен и готов принимать чужое покровительство и поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он просто привыкает ожидать от жизни только хорошее, поэтому, в итоге оказывается великим оптимистом. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Да и родители относятся менее требовательно к его достижениям. В связи с этим оказывают на него меньшее давление. Поэтому, как вы можете догадаться, он меньшего и достигает. Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, так как обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Он продолжает ожидать, что другие (например, супруг или супруга) решат за него его проблемы. Он также может броситься в другую крайность: отвергать любую помощь. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать.
  • Единственный ребенок. Такой ребенок одновременно является и самым старшим, и самым младшим. У него достаточно высокая самооценка, и он довольно много требует от жизни. Обычно единственный ребенок по большинству тестов на проверку знаний и «логических способностей» имеет самые высокие показатели. Но при этом он не привык к тесному общению с другими детьми и часто просто не знает, как вести себя в близких отношениях.


Теперь немного о перфекционизме и материнских попытках дать каждому по целому яблоку. В одном из хадисов говорится: «Воистину Всевышний Аллах любит, когда кто-либо из вас делает свою работу в совершенстве». Да, мусульмане, наверное, все стремятся быть идеальными и воспитать идеальных детей. И, конечно же, это хорошо. Чем выше мы будем ставить себе планку, тем больший минимум мы иншаАЛЛАХ будем соблюдать. Плохо, когда из-за того, что неправильно рассчитаны силы и поставлены цели мы, из-за невыполненного плана, корим себя и раздражаемся на остальных.


Что же делать? Главное - правильно разделить одно яблоко, а не давать по целому то одному, то другому ребенку. Если появился в доме младший ребенок, отпустить свою тревогу за первого, никто никому не обещал сладкую жизнь, да, у многих появляются трудности и дети легче всего приспосабливаются к новым обстоятельствам. Хотя следует признать, это конечно же, для него тяжелый период.

Чем думать о том, чем занимать каждый день, проще заранее составить план занятий и распорядок дня каждого члена семьи.


Немного о внимании и любви для каждого ребенка. Существует 5 языков любви. Присмотритесь к своим детям. Одним нужны объятья, другим уделенное время, третьим подарки, четвертым важно поговорить, пятые ценят оказанную помощь. Определившись с языком любви ребенка, иншаАЛЛАХ будет проще правильно распределить внимание и любовь.


*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.