С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
- Разный взгляд на детские сады у мусульман
- Мнения психологов "за" и "против"
- Адаптация ребенка к детскому саду.
- Работа с родителями. Ошибки педагога.
- "Несадовские дети"
- Разный взгляд на детские сады у мусульман
По поводу детских садов среди мусульман часто ведутся споры по следующим пунктам:
1) Халяль-питание
2) Музыкальные занятия, песни, танцы
3) Празднование не мусульманских праздников и оставление мусульманских
4) Светская программа, в которую не включены исламские знания
5) Разнополые группы
В детских садах нет ничего запретного и даже порицаемого в Исламе, если нет порицаемого в самих садиках, и если они не обучают детей запретным вещам. Садики можно сравнить с тем, как арабы до Ислама и после него, часто отдавали своих детей кормилицам, которые увозили их с собой, кормили их грудью и воспитывали, и дети находились у них по нескольку лет. Также поступали и халифы, которые часто своих детей отдавали на воспитание праведным имамам, как например, имам Ибн Аби ад-Дунья в своё время воспитывал детей халифов.
Более того, если есть садик, в котором воспитателями являются соблюдающие мусульмане, в котором есть исламское обучение, то это может быть полезнее для ребенка, чем его нахождение дома у родителей. Ведь если родители сами не осведомлены об Исламе и не могут обучить ребёнка исламским адабам, чтению Корана и т.п., а если, и осведомлены об Исламе, но у них нет времени обучить чему-либо своего ребёнка из-за работы и занятости, то в этом случае без сомнения такой садик является прекрасным решением. Одним словом – садик садику рознь.
Несколько лет назад в Татарстане о детских садах с халяль-питанием можно было только мечтать. Хвала Аллаху, в наше время открывается все больше и больше детских учреждений, групп, школ, которые соответствуют мусульманским требованиям. При мечетях дети могут посещать кружки и получать мусульманские знания.
Сейчас я бы хотела остановиться более подробно на том, что говорят по поводу детских садов психологи. На сколько это нужно ребенку, какие есть "плюсы" и "минусы" детских садов.
2. Мнения психологов "за" и "против"
Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась.
«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни
Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:
1) Детский сад учит ребенка общаться, налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.
2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.
3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию. «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.
4) Детский сад развивает самостоятельность. Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.
5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте. Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.
6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.
7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.
«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»
Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:
1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена. Потребность ребенка в общении со сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.
2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком. Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.
3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения. Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.
4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность, поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.
5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.
6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы.
7) Гендерные особенности детей. Мужчины и женщины физически устроены по-другому, и дело не только в тех самых органах. Говоря об особенностях эмоционального развития мальчиков необходимо сразу заметить, что они созревают намного медленнее, нежели девочки. До шести лет мальчик должен быть "маминым" (см, например, Стив Биддалф "Воспитывать мальчишек...Как?"). Мальчики в детском возрасте (до 6 лет) гораздо тяжелее, нежели девочки, переносят разлуку с мамой. Теперь вернемся к "приучению к самостоятельности в коллективе". Что понимает подсознательно мальчик, когда мама отрывает его от себя в самый разгар эмоционально близкого и зависимого периода? Как мы знаем, мама - это первый объект любви для мальчика, первый женский образ. Есть такая поговорка: "как мужчина относится к матери, так будет относиться к жене", и она не лишена основания.
Мальчики проживают эдипов комплекс (похожий комплекс у девочек проходит куда менее серьезно). Этот период "маменькиного сынка" до шестилетнего возраста крайне важен для мальчика - только в том случае, если он сам достаточно напитался любовью, из него вырастает любящий отец.
Мальчики устроены таким образом, что им для игр необходимо гораздо больше пространства, нежели девочкам. Для девочек важно иметь просто личное пространство, желательно укрытие - они больше любят строить домики, расселять кукол, прятаться в шалашах и т.п. В общем - их пространство может быть маленьким и строго ограниченным. Мальчики же по своей сути должны "захватывать территорию" - как все самцы в природе. Поэтому мальчикам надо носиться и орать, их игра распространяется на все то пространство, что они видят и могут пройти-пробежать. Поэтому "удобные" девочки тихонько играют в углу детсадовской группы или в беседке на прогулке, а мальчики носятся и громят все и там, и там (сшибая и мирно игравших девочек заодно).
8) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье. Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.
9) Далеко не все воспитатели любят детей. Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.
10) С детьми работает исключительно женский состав. Программа построена на принципе "копипаст", то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Это типично женскому мышлению. Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.
Людмила Петронавская: "Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад. Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше".
Ирина Млодик, известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, , председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:
«У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.
<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».
Что касается необходимости, то он не особо нужен ребенку. Потребность общаться со сверстниками может быть удовлетворена и другими способами — игры во дворе, братья и сестры в семье. На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей - все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.
3. Адаптация ребенка к детскому саду. "Несадовские дети"
В зависимости от обстоятельств, время начала посещения детского сада может варьироваться в пределах от 1,5-2 (ясли) до 5 лет (для подготовки к школе). Психологи сходятся в том, что самый оптимальный возраст – 3-4 года. Это период, когда ребенок уже созрел для того, чтобы вырваться из-под материнской опеки, сам жаждет общения с детьми и новых впечатлений. Хотя в этом вопросе все индивидуально. Действительно, есть так называемые «несадовские» дети, которые вне зависимости от возраста не хотят в детский сад, воспринимают обстановку там как враждебную и постоянно болеют.
Причины дезадаптации ребенка к саду:
- как следствие психологических (высокая чувствительность, сильная привязанность к матери, боязнь чужих людей);
- как следствие физиологических (слабый иммунитет, наличие хронических заболеваний) особенностей ребенка;
- как результат неправильной подготовки и адаптации в детском саду (не встретили своего воспитателя, не получился контакт с детьми).
Очень важная роль в адаптации к саду имеет подготовительный период. И задача это родителей.
Главное – действовать постепенно и последовательно, внимательно прислушиваться к реакциям ребенка и вместе с ним искать плюсы в предстоящих изменениях в его образе жизни.
-
Позитивный настрой родителей. Чаще всего ребенок плачет в "благодарность" своим родителям. По-своему опыту могу сказать, что дети родителей, которые с трудом отпускают их - привыкают дольше.
- Второй важный момент – наличие у ребенка навыков самообслуживания. Если ваш сын (или дочь) может самостоятельно есть (кусать, грызть, пользоваться ложкой и вилкой), ходить в туалет, разговаривать, это будет удобно не столько воспитателям (привыкшим ко всему), сколько ему самому. На один стрессовый фактор меньше.
- Перестать предугадывать желания ребенка по его мимике, жестам, а также с помощью вопросов (хочешь сок? хочешь печенье?) и дать ему возможность высказывать их самостоятельно. Это тем более важно, что сейчас необходимо активно развивать речевые навыки.
-
Экскурсия по саду и группе. К сожалению, не во всех садах родителям разрешают оставаться с ребенком на несколько часов в группе. Подруга рассказывала, что в Германии группы состоят из 8 детей с тремя воспитателями и мама в период адаптации находится с ребенком, пока он сам ей не скажет "Мама, иди!". Ребенок не всегда может понять где туалет, что едят все вместе, что его шкафчик "с корабликом", у каждого подписан стол и т.д. Чтобы привыкнуть ему нужно время и поддержка.
- Нужно обязательно рассказывать ребенку, что такое детский сад заранее, что там будут другие дети, воспитатель, и т.п. Можно показать видеоролики и объяснять как проходят будни в детском саду.
- Очень важно, чтобы вы постепенно перевели ребенка на режим детского сада. Если после обеда ваш ребенок не спит, все равно устраивайте дома подобие тихого часа, когда нужно спокойно полежать.
- Проще пройдет адаптационный период, если у ребенка уже есть регулярный опыт взаимодействия со сверстниками в детском клубе или в группах временного пребывания, где они находятся без мамы.
- Время нахождения в саду увеличивайте постепенно
- "Породниться с воспитателем". Такое редко практикуется, но можно пригласить воспитателя в гости.
- По возможности перед садиком ребенка нужно физически укреплять.
4. Работа с родителями. Ошибки педагога.
Если даже в адаптации ребенка главная роль принадлежит родителям, то часто многие мамы и папы не знают как подготовить ребенка к саду. Поэтому ведущая роль в организации партнерских отношений с ними отводится воспитателю.
- Позитивная мотивация родителей. Например: «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребёнка эмоционально комфортную атмосферу»- говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятной. Так же педагоги, при общении с родителями акцентируют внимание на воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращает внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия. Например: «Ваш авторитет для ребёнка очень велик», «У вас с ребёнком прекрасный контакт, он вам очень доверяет». Что ещё больше сближает родителей и педагогов в вопросах развития ребёнка.
- Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.
- Не жаловаться на ребенка. Родители чувствуют огромное напряжение, когда воспитатель встречает их и уже с порога начинает рассказывать о том, "что учудил ребенок на этот раз". Почувствовав вину, они дома выплескивают все, что хотели сказать воспитателю, но не смогли. Когда надо обсудить с родителями какие-то негативные моменты в поведении ребенка, то не делайте это при остальных родителях и детях. Начните раговор с улыбкой и позитивный моментах, потм уже приступайте к негативным.
- Семинары, стенд для родителей.
*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник. При подготовки статьи были использованы материалы сайтов
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=10424
http://deti-blog.ru/tajny-detskogo-sada-chast-3-adaptaciya/
http://olgapisaryk.livejournal.com/102613.html
http://lovingmama.ru/article/1045-nuzhen-li-rebenku-detskiy-sad-za-i-protiv-mneniya-psihologov
http://alpha-parenting.ru/2014/06/02/lyudmila-petranovskaya-o-privyazannosti/