Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Развитие таланта у ребенка

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

 

  Воспитывая личность, каждый любящий родитель переживает за ребенка. В последнее десятилетие наблюдается прогрессивный рост открытия школ развития для детей дошкольного возраста. Многие отдают детей в кружки, всевозможные секции, дети чуть ли не с пеленок учатся буквам по методике Домана, пытаясь раскрыть в ребенке скрытые таланты и развить их. Детские центры открываются один за другим и мамы обеспокоены тем, какая программа на сегодняшний день является самой успешной. Все, казалось бы, хорошо: ребенок развивается, родитель открывает пути для этого. Но давайте посмотрим с какой целью это делается.


  • Нереализованные детские мечты родителей

Мама не умеет рисовать, поэтому очень хочет, чтобы дети научились этому виду творчества. Папа мечтает вырастить футболиста, потому что считает, что все мальчики должны уметь пинать мяч. Чьи мечты исполняют родители в этих случаях? Родители пытаются дать ребенку все то, чего не хватало им самим.


  • «Я – хороший родитель»

Все соседские дети посещают кружки, чем-то занимаются... «Чем мы хуже?» - думают родители, стараясь выбрать школу получше, потом университет. Лишь бы ребенок был не хуже других.


  • Занятые родители

Часто детей отдают куда угодно только потому, что родителям некогда заниматься детьми. Надо зарабатывать деньги на те же кружки или сады, в которые ходит ребенок.


  Есть и другая крайность: с ребенком не занимаются, он предоставлен самому себе и плывет по течению. Попробуем найти золотую середину в этом вопросе. 


Как заниматься с ребенком?


  Почему нужно заниматься с ребенком и как это делать? Поговорим о роли совместных игр. Представьте себе два круга. Внутренний (поменьше) – это собственная активность ребёнка, наружный (побольше) – то, что вы делаете вместе с ним. Наша задача – постепенно расширять внутренний круг, который разрастается только за счёт большого, другими словами, только на территории большого.


  В начале 1930-х годов, отечественным психологом Львом Выгодским был введен термин "зона ближайшего развития". Зона ближайшего развития — это тот круг действий, который ребенок будет способен совершать самостоятельно в ближайшее время. Если вы хотите чему-то научить ребенка, вам надо пройти несколько этапов:



  1. Делать самому при ребенке;
  2. Делать совместно с ребенком;
  3. Позволить это делать ребенку самостоятельно, под вашим руководством;
  4. И наконец, ребенок начнет это делать самостоятельно.



  Приведем простой пример:


  1. Младенец смотрит, как взрослый ест ложкой.
  2. Мама кормит ребенка с ложки.
  3. Малыш сам начинает пользоваться ложкой, мама подсказывает, направляет, помогает.
  4. Ребенок начинает есть ложкой самостоятельно.


  Конечно же с ребенком надо заниматься. И чем шире будет у него кругозор, тем больше выбора для его дальнейшего развития. Именно в дошкольном возрасте важно научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Нужно вести ребенка к тому, чтобы его интересы и таланты были выбраны им лично и это был осознанный выбор. Важно, чтобы он исполнял СВОИ собственные мечты.  И в этом смогут помочь его близкие люди. 


Как выявить таланты у ребенка?


  Всевышний Аллах наделяет каждого человека определенными задатками - это врожденные способности ребенка, которые можно развивать. Важно вовремя заметить  его природные предпосылки к развитию. Что для этого нужно?


1. В первую очередь - дать свободу в выборе интересов. Перегибая палку с развитием - можно успешно вырастить ничем не интересующегося ребенка. Часто на деле бывает так, что ребенок к школе уже знает всю программу первого, а то и второго класса. В школе такому ребенку скорее всего будет скучно.


2. Поощрять увлечения и интересы детей в самых разных областях. Например, по методике Монтессори существует  7 зон развития: математическая, языковая, зона сенсорного развития, зона практической жизни, естественнонаучная зона, зона творчества и зона физического развития. Именно по такому принципу можно разделить игрушки и дома. 


3. Наблюдать за ребенком. Услышать ЕГО собственные интересы, если даже никто раньше в роду этим не занимался. Обеспечить необходимым минимумом для развития этих способностей. Понаблюдайте за тем, чем ребенок увлеченно и долго может заниматься. Если ребенок любит рисовать, предложите ему разные варианты этого творчества. К примеру, предложите порисовать пальчиками, не бойтесь того, что ребенок испачкается. Пусть он получает удовольствие от процесса.


4. Научить справляться со сложностями. Помогать не бросать занятия сразу, если что-то не понравится. Не критикуя, можно научить ребенка оптимистично относиться к неудачам. Когда у ребенка не будет что-то получатся, можно почитать ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, тем самым мотивируя на дальнейшую работу. Можно договориться с ним о том, что он будет этим заниматься до первого успеха в деле и после этого уже делать определенный вывод.


5. Проявлять заинтересованность. Помогать ему в любимом деле, следить за результатами, если интерес ребенка не угасает, значит он действительно хочет развиваться на этом поприще.


6. Снизить свою родительскую тревогу. Часто, когда внимание семьи переключается на что-то другое, когда родители перестают излишне беспокоиться по поводу занятости ребенка, мотивация и самостоятельность ребенка повышается. Если ребенок, по вашему мнению, совершенно ничем не интересуется, оставьте его в покое на некоторое время.


7. Важно самим родителям жить активной интересной жизнью. Если папа с мамой сами чем-то очень увлечены, буквально живут и горят своим хобби или профессиональным делом, часто это увлекает и ребенка. Если вам удалось выстроить доверительные теплые отношения с вашими детьми, они обязательно проявят интерес к вашей деятельности. Как часто мамы занимаются чем-то интересным, когда дети спят: красят, шьют, читают книги. Проведите эксперимент и сделайте это вместе с ребенком. Результат, скорее всего, превзойдет ожидания.


  Следует помнить, что первыми воспитателями детей являются родители. 


От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый младенец рождается на своей фитре и его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника! Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным носом?» Затем Абу Хурайра прочел слова Всевышнего: «Эта фитра, которую Аллах привил людям» (ар-Рум, 30).


  Ни одна школа, детский центр, сад не способны дать ребенку то, что дает ребенку родитель. И конечно же, следует помнить о том, в основе воспитания ребенка должен быть Ислам, какой бы методикой вы не руководствовались.


 *Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник  При подготовки статьи были использованы материалы сайтов http://doshkola5.ru/parents/zone-nearest-development.html, http://blog.danilova.ru/novosti/zonyi-blizhayshego-razvitiya-rebenka.html. С благодарностью, Умм Марьям.