С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
В последнее десятилетие мы можем увидеть прогрессивный рост открытия школ развития для детей дошкольного возраста. Каждая мать пытается дать ребенку все то, чего не хватало ей... Далее стараются выбрать школу получше, потом университет. Лишь бы ребенок был не хуже других. Такой род воспитания стоит немалых денег. Но воспитание ли это? Часто можно увидеть, как родителям приходится днями и ночами зарабатывать деньги, а вот воспитывают детей няни, потом школа, улица... Печально, но после этого родители задаются вопросом: «Что мы сделали не так? Всю жизнь отдали на «воспитание» ребенка»...
Следует помнить, что первыми воспитателями детей являются родители. Каждый ребенок рождается мусульманином. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый младенец рождается на своей фитре и его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника! Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным носом?» Затем Абу Хурайра прочел слова Всевышнего: «Эта фитра, которую Аллах привил людям» (ар-Рум, 30). аль-Бухари 1359, 1385, Муслим 2658. По какой бы методике мы не воспитывали ребенка, в основе должен быть Ислам. Частая ошибка родителей в том, что они начинают запугивать детей «бабаем», «бабой ягой», «милиционером»... Во-первых, ребенок, на которого подействуют такого рода запугивающие персонажи, может потом жить в страхе до определенного возраста и бояться даже заснуть. А когда наступит понимание того, что его «никто никуда не заберет и не накажет», ребенок поймет, что это было обманом. Соврали вы — ждите от ребенка того же. Ведь, отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением, поступками. От сподвижника Пророка Абдуллы ибн Амира повествуют, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел в его доме. В это время его позвала мать: «Подойди скорее ко мне, посмотри, что я тебе дам». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышав слова его матери, спросил: «После того, как ребенок подойдет, что ты ему дашь?». Его мать ответила: «Хочу дать ему хурму». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы ты ему ничего не дала, то тогда в список твоих деяний было внесено наказание за ложь» (Сунану Абу Давуд, хадис 4991).
Да, бывают случаи, когда ребенку надо бывает объяснить почему нельзя воровать, обижать людей, наносить вред своему окружению и т. д. Вряд ли словами «Это нехорошо, делать этого нельзя...» ребенок что-то поймет. Его что-то должно останавливать. Что же? Давайте поищем ответ в Исламе. К большому сожалению, в современном обществе семейные ценности теряют свою силу. Это приводит к разложению общества и его депрессивности. Классические семьи уже редкость. Но этот разговор о том, как должно быть, а не как получается. Отец в Исламе – глава семьи. Он выполняет обязанности защищать родственников и обеспечивать их материально. Мужчина всегда пользовался уважением в обществе, так как давал чувство защиты жене, детям и старшим родственникам. Авторитет отца в семье – очень высокий. Он воспитывает. Роль матери – давать любовь и ласку детям. Наказывает в семье отец. Но наказание всегда справедливое и должно чему-то научить детей. Мальчик рос на примере отца, любящего мать, заботящегося о старшем поколении, умеющем работать и поддерживать семью материально. Для девочки отец защита, пример мужского поведения, она копирует модель отношений в семье и переносит в свою семью. Отец заботится о дочке, ее будущем, хорошем браке, дает дочке приданное. Мальчик не должен бояться отца, он должен его уважать и слушать. Отец – это авторитет и пример для подражания. Он заботится о семье, берет на себя ответственность за нее, любит мать, воспитывает детей. Он строгий, но справедливый. Мама согревает детей нежностью и лаской. Отец дает детям чувство опоры и опеки, избегая излишней мягкости. Жестокость и деспотичность делает детей безвольными неуверенными в себе людьми, поэтому они не допустимы в воспитании детей.
Папа – это защита и опора, советчик и друг. Он умеет выслушать и ответить на вопросы детей. Мальчики и девочки в такой правильной семье, стремятся построить свои семьи, копируя поведение родителей, выбирая достойных спутников жизни. Они создают крепкие и счастливые семьи, опираясь на опыт и пример родителей. Иногда бывает достаточно одного взгляда, чтобы в ребенке появился стыд за свое поведение. И здесь не нужен ремень.
Построили вы семью в Исламе, что же дальше? Говорит Всевышний: ﴾Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай﴿, (79:40-41). Представьте себе ситуацию: ребенок видит в магазине игрушку, о которой давно мечтал. Там нет камер видео наблюдения, продавец не смотрит на него. Рядом никого нет. Что может остановить ребенка взять то, что ему не принадлежит? Если вовремя объяснить ребенку, что его видит Аллах, потому что Он — Всевидящий, внушить адекватный страх перед Аллахом, то малыш вспомнит эти слова в самый нужный момент и даст Аллах применит это в жизни.
Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку,— это хорошее воспитание». (Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима и др.).
Джон Локк, выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель сравнивает душу человека с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Источником знаний является опыт, как индивидуальная история жизни индивида. Отчасти с ним можно согласиться. Каждый из нас учится жить на своих или чужих ошибках, набирает опыт. Задача родителя — заложить в ребенке веру, нравственные ценности.
С уважением, Умм Марьям
*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.