Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Влияние сказок на детскую психику (Интересно!)

     

 

   С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

     Любимые сказки не только нас развлекают, учат, приобщают к народной мудрости, но и заставляют задуматься над важнейшими вопросами бытия. Еще они лечат или калечат, оказывая влияние на наши жизненные сюжеты. Психологи давно обнаружили, что любимые сказки детства незримо влияют на жизнь человека, поскольку закладывают в подсознание базовый жизненный сценарий, стили поведения, способы выхода из затруднений т. п. Мы используем заложенную в детстве информацию как базу данных, в которой находятся ответы на многие задачки, подбрасываемые нам в любви и отношениях, в делах и деньгах, в болезнях, в поисках предназначения и смысла жизни, профессии, собственных целей, в преодолении кризисных моментов, в развитии личной жизненной силы. Не важно, задумывались вы когда-нибудь об этом или нет, но сказочные сюжеты и сейчас продолжают влиять на вашу жизнь и поведение. И не факт, что сценарий, усвоенный в детстве, устраивает вас сегодня.

 

    Хочу поделиться с вами той информацией, которую в первый раз услышала на лекциях, когда училась в университете. После чего все задались вопросом, а стоит ли вообще читать сказки детям?


    Анализ сказки "Красная шапочка".

Эта сказка Шарля Перро, наверное, известна всем детям мира. Она привлекает их с малых лет и будит их воображение. Итак, отрывок из книги "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры":

     

     Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка. Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя — волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка, наконец, прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно, не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями.

     Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил волка топором в тот момент, когда тот собирался съесть Красную Шапочку. Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения сценарного аналитика эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»

 

     Сценарный анализ Эрика Берна сказки «Красная Шапочка»

  …Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка.

    Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками?

   Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью». Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения сценарного аналитика) их личности сцеплены друг с другом.


1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая», чтобы в конце истории разразиться словами: «Hy разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…».

2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду.

Девиз волка: «Живи с опасностью и умри со славой».

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками.

Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной — ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком, и эта игра заканчивается для нее удачно.


     В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом — интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета может быть не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек.

Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?


   Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни.

      Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?

 

...Это анализ только одной из наших детских сказок. Однажды я разговорилась на эту тему со своей знакомой. Начали обсуждать, какая у кого была в детстве любимая сказка. Я начала рассказ о себе: «...У меня две сестры, и я ужасно любила сказки, в которых сестры издевались над своей младшей сестренкой, а в самом конце сказки она выходила замуж за прекрасного принца и прощала все выходки своих старших сестер... А какая у вас была любимая сказка в детстве?» Моя собеседница продолжила: «...Золушка...»... Я посмотрела на свою знакомую другим взглядом... Она работала на тот момент уборщицей, против своей воли. Мы еще долго смеялись над этим фактом, в итоге она уволилась, альхамдулиЛЛЯХ, теперь работает там, где она себя считает нужной.


      Естественно, говорить об этом слишком серьезно и считать, что наша судьба полностью зависит от детских сказок, неправильно. Но стоит задуматься над тем, что мы читаем и рассказываем своим детям. Я работала в обычном и элитном саду, с детьми из разных семей. Да, читала сказки, порой даже сама не понимая их смысл... Особенно я не могла понять, чему учит сказка «Маша и медведи»... Маша обокрала бедных медведей и убежала к себе домой... В чем смысл?!... Этот вопрос долго мучил меня, пока я не устроилась работать в мусульманскую группу. Эти дети научили меня многим вещам. После сказок часто приходилось слышать от них: «Это же выдуманная история! Просто сказка. Так в жизни не бывает!» Я поняла тогда, что мне намного проще рассказывать им историю о жизни пророков или сиру (жизнеописание пророка, мир ему и благословение Аллаха). Через год работы, когда мы прошли курс этих занятий, некоторые дети начали меня спрашивать: «Почему мы больше не читаем пророческие истории?» Мне было приятно это слышать, так как я боялась, что рассказы покажутся им скучными и неинтересными. Но набирая опыт, поняла, что многое зависит от того, как ты будешь это им преподносить.


     

 С уважением, Умм Марьям 

 

*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.

Добавить комментарий
гульназ
гульназ
Чтобы понимать смысл сказок, нужно пройти курс сказкотерапии, читая сказки необходимо их правильно истолковывать детям с точки зрения воспитания.Например, сказка "Три медведя", учит тому , что нельзя без спросу уходить из дому, заходить в чужие дома, брать чужие вещи, а то могут и "съесть медведи".По анализу одной сказке "Красной шапочке" я бы не перечеркивала воспитательный потенциал народных сказок, который складывался веками.Кроме того анализ "Красной шапочки" представлен не полностью
Комментировать
Umm Yasmin
Umm Yasmin
"Проживание ребенком проблемы своего места как подтверждение факта бытия происходит не только в обыденной жизни, но и в процессе его общения с традиционными текстами материнского фольклора, адресованными маленьким детям. В этом смысле сказка о Маше и трех медведях находит глубокий
отклик в душе ребенка, помогая ему осознать и прочувствовать эту тему на чужом опыте, к которому можно многократно возвращаться, его исчерпывать, вновь и вновь слушая эту сказку… А ведь многие дети, у которых появляются младшие братья или сестры, сталкиваются с этой проблемой. Она рождает в душе ребенка острые чувства ревности, зависти, обиды на мать, гнева на младенца, который частично вытесняет старшего из сердца матери…" (из кн. Осориной М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых)
Комментировать
Умм Марьям
Умм Марьям
ДжазакиЛЛАХИ хайр за ссылочку, Umm Yasmin. Очень познавательно!
Комментировать
Umm Yasmin
Umm Yasmin
НАСТОЯЩАЯ СКАЗКА НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. Цвелик А.М.
Сказка - это не пестрая картинка, а непосредственный опыт присутствия в высшем мире, в большей полноте бытия.
Истинная сказка подобна пище. Она не учит чему-то, а дает душе состояние присутствия в другой реальности.
Причастившись ей, душа взрастает до видения высшего, как однажды увидевший в пятнах краски картину, уже видит не краску, а образ, через нее явленный.
Как же так, почему же сказка не учит? Ведь, как известно, «Сказка- ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок»? Здесь Александр Сергеевич пошутил. Слукавил маленько.
Ибо сказка не учит морали, это дело басен. Настоящая сказка - а таких немного, да и люди перестали отличать их - настоящая сказка НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. В ней - в настоящей сказке никакой ПОЛЬЗЫ нет. Потому что она находится ВНЕ мерила пользы, как высоту нельзя померить в килограммах, не значит, что понятие высоты отменяется... http://vk.com/topic-41533144_28622100
Комментировать
Умм Сулейман
Умм Сулейман
Очень актуальная статья,ухти.тоже часто задумываюсь о том,какие бредовые сказки у нас считаются "классикой"...а можешь подсказать ,с каких книг начать рассказы на исламскую тематику для детей?и чем продолжить?
Комментировать
Ира
Ира
Очень хорошая статья и правильные выводы! Я тоже задумалась над смыслом сказок, когда стала работать няней в семье. Мы с воспитанницей читали очень много, но часто ни из одной сказки не могли сделать ни одного вывода с воспитательным значением. Чего только стоит вот этот "триллер" Ш. Перро: http://www.kostyor.ru/tales/tale40.html Только волосы дыбом встают!
Но, хвала Аллаху, в моем детстве были сказки и стихи, которые стоят особняком - это произведения Ганса Христиана Андерсена и Сергея Михалкова. Думаю, они не повредят детской психике, тем более, что они имеют явную воспитательную и развивающую ценность.
Комментировать