С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Человек является прекрасным творением Всевышнего Аллаха. Каждый ребенок – это великий дар и милость Господа. Приходя в этот мир, он не умеет практически ничего, а задача взрослых – родителей, родных, воспитателей, учителей и уммы в целом, - развить все прекрасные черты, заложенные в него Всевышним, сделать так, чтобы ребенок вступил во взрослую жизнь гармонично развитым, воспитанным, богобоязненным человеком.
В духовном воспитании ребенка важную роль играет изучение Священного Корана. И не только изучение, но и правильное чтение его. В самом же Коране сказано: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям, не спеша» (аль-Исра, 106). Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением» (аль-Муззаммиль, 4)». Не менее важно правильно и красиво читать азан – призыв к молитве.А это значит, что человеку для такого чтения необходимо владеть красивым, развитым голосом, четкой дикцией, широким дыханием и ясной артикуляцией. Все эти навыки наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, а значит мы, родители, можем помочь ребенку совершенно непринужденно, легко и играючи, приобрести их с помощью специальных упражнений.
Занятия по развитию всех вышеперечисленных навыков будут состоять из трех блоков:
1-дыхательная гимнастика,
2- артикуляционная гимнастика,
3- упражнения для развития голоса и интонации.
Итак, дыхательная гимнастика. Значение ее для развития дыхания ребенка трудно переоценить, а если учесть, что правильное дыхание – одно из важнейших составляющих здоровья, то заниматься ею стоит также из терапевтических и профилактических целей.
Ребенка 1-3летнего возраста нужно научить правильно вдыхать и постепенно выдыхать, равномерно распределяя воздух. В этом нам помогут обыкновенные мыльные пузыри, которые, кроме всего прочего, доставят ребенку массу удовольствия и радости. Очень часто малыши стараются набрать в легкие как можно больше воздуха, поднимая при этом плечи, а выдыхают быстро. Важно показать на собственном примере, как нужно брать дыхание. Используйте при этом слова «осторожно», «тихонечко». Всем своим видом Вы должны показать ребенку, что мыльный пузырь – это маленькое чудо, и что Вы приятно удивлены ему. Именно «удивленный» вдох обычно бывает правильным, непринужденным и достаточно глубоким. Чтобы получился мыльный пузырь, выдыхать тоже нужно правильно. Воздух должен выходить тонкой струйкой, а для этого требуется сложить губы в трубочку. Выполнение этого задания достаточно трудно для малыша. Если сразу правильный выдох не получается, не стоит расстраиваться. Главное – это систематические занятия и положительные эмоции, которые ребенок получает в процессе игры.
Детям постарше, 3-7 лет, уже начавшим изучать буквы, можно вводить интересные упражнения, в том числе со стихами. Вот некоторые из них:
«Ветер и листья»
Ребенок делает глубокий вдох, задерживает дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносит звук «ф». Затем на одном выдохе произносит несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускает руки вниз («листья опадают»)
«Подуй на пальцы»
Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дует на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Ветер» 1
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи –
Пусть бабушка сварит зеленые щи.
«Осы, мухи, пчелы»
Ребенок вращает перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносит: «З-з-з…», «С-с-с», «Ж-ж-ж»
«Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!...
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»
«Шарик лопнул»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Ребенок кладет руку на живот и делает через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Ребенок должен стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«Ветер» 2
Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.
«Пузырь»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.
Выбирай себе любой!
«Дятел»
Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
Следующий блок - артикуляционная гимнастика. Поможет малышу решить проблемы с произношением отдельных звуков, сделает речь более ясной, отчетливой. Эти упражнения так же широко применяютя в логопедии. Артикуляционная гимнастика имеет огромное значение для формирования правильного произношения, но только в том случае, если выполняется правильно и систематически.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ:
• Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 2 раз в день.
• При выполнении упражнений необходимо соблюдать указанную последовательность.
• Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и т.д.).
• Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребёнок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.
• Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить её.
Стихотворение для знакомства с органами артикуляции:
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)
И последний блок – упражнения для развития голоса, выразительности речи, интонации. Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Здесь нам помогут стихи, которые не только разовьют интонационные навыки, но и память, т.к. их нужно заучивать наизусть. Для начала выделим приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
-
образец выразительного чтения,
-
пример выразительного чтения ребенка,
-
оценка чтения,
-
подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Вы можете подобрать стихи в интернете по своему усмотрению или совместить занятия с чтением красочных книжек.
Упражнения на глиссандирование голосом также помогают развить интонацию, расширить диапазон голоса, за счет которого достигается выразительность речи. Глиссандо – термин, означающий плавное скольжение от одного звука (низкого или высокого) к другому (низкому или высокому). Как же определить какие из звуков высокие, а какие низкие? Например, шум мотора, или любой грубый, «толстый» звук – это низкий звук, а пение птиц, журчание ручья – высокий. Папа разговаривает низкими звуками, а мама – высокими.
Поиграйте с ребенком в космонавтов. Пусть он «сядет» в воображаемую ракету (возьмет низкий звук «У», или любую гласную) и «полетит в космос», плавно скользя голосом к высокому звуку, практически писку. Объясните ребенку, что космос – это очень далеко, и лететь туда нужно очень долго. Звук не должен прерываться. Таким образом, ребенок учится еще и равномерному выдоху, который мы уже тренировали с помощью дыхательных упражнений. Из «космоса» нужно вернуться: то же упражнение, только от высокого звука – к низкому. Если ребенок не слышит высоты, а гудит примерно на одном звуке, попросите его закрыть ладошкой одно ухо (послушать себя) и повторить упражнение. «Летать» можно не только в космос, но и в мечеть на молитву, к бабушке в деревню, и т.д. Можно «летать» на одном уровне (не изменяя звука), можно делать «петлю», вырисовывая голосом воображаемый круг.
Все вышеперечисленные упражнения следует осваивать постепенно, периодически повторяя наиболее понравившиеся. Важно выполнять их с одинаковой периодичностью, 2 раза в неделю, в одно и то же время, когда ребенок сыт, не хочет спать и не капризничает.
И напоследок: всегда помните, что вы – пример для своих детей. Следите за собственной речью, ее выразительностью и красотой, совершенствуйтесь в чтении Корана. И пусть Всевышний ведет нас и наших детей прямым путем!
Умму Афия, специалист по раннему развитию детей.
*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.
При подготовки статьи были использованы материалы сайтов: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/dykhatelnye-uprazhneniya-dlya-doshkolnikov,http://www.logolife.ru/logopedicheskie-uprazhneniya, ttp://festival.1september.ru/articles/606377/, http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/konsultaiya-dlya-vospitatelei-na-temu-metodika-zauchivaniya-stikhotvoreni, http://smol.chudoforum.ru/t56-topic