Ассаляму алейкум ва рахматуЛЛАХИ ва баракатуху!
Напомню, что проводился конкурс вконтакте, где есть моя страничка «Детский психолог в Исламе Умм Марьям». Участникам предлагалось вступить в группу, сделать перепост 1 раз и написать тему семинара, который они хотели бы посетить. Встретившись, у нас появилась возможность познакомиться и пообщаться не только в онлайн режиме, но и с глазу на глаз. Было предложено много интересных тем и чтобы никого не обидеть мы решили объединить все темы в одну, под названием «Все мы родом из детства!». Эта фраза принадлежит Антуану де-Сент Экзюпери. И это его же: "Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство", " ...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит."
Хочу предложить вам некоторые отрывки из семинара в текстовом варианте.
На семинаре всем предлагалось вспомнить свое детство и рассказать о том, какими мы были, когда были детьми.
В детстве я очень любила рисовать. Даже хотела стать художником и то, что существует такая профессия «детский психолог» даже не знала. Как и многие дети, я была размышляющим ребенком, часто задумывалась над поступками взрослых, изучала их поведение... Однажды в мою голову пришли такие мысли: "Я должна начать писать книгу. Когда я вырасту я забуду, что быть ребенком тяжело и буду поступать со своими детьми так же как и взрослые. А если я буду писать все свои чувства, то я буду знать как вести себя с ребенком...». С 10лет я начала писать дневник. Были прописаны радостные моменты и обиды, часто перечитывала их. Где то в 23 года я сожгла все свои дневники, но детские обиды, которые были написаны в этих дневниках я помню до сих пор. Сейчас я часто вижу эти чувства в глазах детей. И мне действительно бывает легче их понять, когда я вспоминаю отрывки из своего дневника... Думаю, что иногда каждому из нас стоит вспоминать такие моменты из своего детства, чтобы понять все то, что испытывает ваш собственный ребенок.
Я очень долго думала над темой семинара. Тем более было много предложено интересных тем. Но, к сожалению даже в одном вопросе дать общую рекомендацию для всех и решить проблему практически невозможно, так как все мы — разные, у нас рождаются совершенно уникальные дети, непохожие друг на друга и у каждого возникают абсолютно разные ситуации. В этом и нигмат Аллаха. Ведь сколько людей живет на земле и нет совершенно одинаковых личностей.
Все темы, которые предлагались вконтакте можно разделить на несколько проблем.
1.Проблемы в поведении |
2. Вопросы, связанные с адаптацией при поступлении ребенка в школу, в детский сад. |
3. Вопросы, связанные с ситуацией в семье |
4. Вопросы, связанные с возрастными особенностями ребенка |
5. Вопросы, возникающие с физиологическими проявлениями |
6. Проблемы возникающие при попытке привития ребенку исламской модели поведения |
Не слушается, капризничает, поднимает руку на старших, обижает других детей, не уверен в себе и т.д. |
Плачет, не хочет идти, говорит, что его обижают |
Развод, смерть близких, рождение нового ребенка |
Когда начать учить читать ребенка? Когда стоит начать говорить с ребенком на интимные темы? |
Энурез, заикание, нервные тики, детский онанизм и т.д |
Не хочет читать намаз. Не хочет носит платок. Считает, что курить и пить это круто, ворует, обманывает и т.д. |
Мы подробнее остановимся на этом вопросе. В основном ребенок проявляет агрессию, чувствует себя неуверенно, поднимает руки на взрослых именно из-за неправильного отношения к нему. Мы ознакомимся с некоторыми приемами, которые иншаАЛЛАХ помогут вам в проблемных стуациях. |
Здесь необходима индивидуальная консультация. Но в этом случае тяжелее, когда ребенку не подходит именно педагог данного учреждения. |
Здесь необходима индивидуальная консультация. |
На такого рода вопросы можно ответить, учитывая возрастные особенности детей. |
Здесь надо узнать как давно начали проявляться эти симптомы и часто бывает необходима консультация медика. |
На вопросы 6ого пункта можно будет ответить только после того как узнаешь какого возраста ребенок, когда вы сами начали читать намаз, все ли придерживаются в семье единого стиля воспитания. |
Итак, разберем несколько техник по первому пункту.
В случае возникновения проблемы сначала решите, у кого, собственно, она возникла, то есть кто в данной ситуации чувствует себя обиженным или расстроенным. Если это ваша проблема, попробуйте сформулировать «Я высказывание», если же это проблема вашего ребенка, то попробуйте использовать активное слушание. Кто знаком с этими техниками? Если кто-то читал книгу Гиппенрейтер, то он скорее всего знаком с техникой активного слушания. Часто мы сталкиваемся с такой дилеммой: если кто-то нас, то есть мусульман, разозлил или разочаровал, нам следует отнестись к данной ситуации с пониманием и сдержать свой гнев. Многие думают, что можно избавиться от своих чувств, подавляя их, забывая о них или думая о чем-либо другом. В действительности при таком расскладе у человека накапливается много агрессии, обид на людей. То же самое с детьми. Дети говорят о том, что их беспокоит и если мы правильно учимся их слушать, то даем возможность не накапливать обиды, а выражать их открыто. Без агрессии, учимся понимать друг друга. Когда я начала читать книгу Гиппенрейтер мне стало интересно узнать действует ли эта техника. В этот момент дома находился муж и я как обычно свои открытия решила испытать на нем. Он сидел и продолжительное время что-то собирал, на сколько я помню он делал смывной бачок... В чем заключался данный метод? Активно слушать — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Я видела его беспокойство и решила высказаться: «Тебе тяжело справится с данной задачей...» - ожидая шокирующую реакцию от неестественного казалось бы для меня поведения, сказала я. Но моим удивлением было то, что он как будто бы обрадовался тому, что кто-то заметил его проблему и эмоционально высказался в ответ. Тогда я поняла, что метод действует!
Как мы должны поступать с детьми? Я приведу несколько примеров активного слушания и «Я-высказывания».
Активное слушание |
«Я-высказывание» |
СЫН: Он отнял мою машинку! МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него. СЫН: Больше я туда не пойду! ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу. ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА: Тебе она очень не нравится. Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычнымии даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать: — Ну ничего, поиграет и отдаст... — Как это ты не пойдешь в школу?! — Перестань капризничать, вполне приличная шапка! При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют одинобщий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Во‑первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на рукиили на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинутьсвой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате,повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читаягазету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему иваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать иуслышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том. Своим советом или критическим замечанием родитель как бысообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. |
Представьте ситуацию. Четырехлетняя Вика взяла мамину помаду и вымазалась вся, оставив от помады неэстетичный «пенечек». Как бы вы поступили? Мама: – Как ты посмела взять мои вещи?! Ты еще слишком мала, чтоб красить губы. Ты все испортила. За это будешь наказана!Вика: – … (слезы, обида на маму, а значит – полное отсутствие раскаяния) Будьте уверены: завтра будет испытана мамина пудра, и столько энергии, потраченные на сердитый тон и повышенный голос пропадут зря. Вика: – Ну мамочка, вот я вырасту, стану артисткой, и не буду знать, как пользоваться помадой. Надо же попробовать! Маме остается умильно улыбаться.
|
Конечно же бывают такие ситуации, когда ребенок совершенно ничего не слышит, бьется в истерике и не хочет с вами разговаривать. Если ситуация дошла до «пика», то лучше дать ребенку "тайм-аут". Оставить его с самим собой, но это совершается тогда, когда все остальные методы не помогли. Потом, когда уже он успокоится, можно будет поговорить с ним.
Помните, что переключиться с вашего обычного поведения на "активное слушание" может оказаться непривычным и сложным, но иншаАЛЛАХ, со временем эта техника станет для вас ключом к сердцу ребенка. Сложно только в начале. Ну а кто сказал, что будет легко?
К числу неизменных указаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеющих отношение к воспитанию, относятся и такие слова: «Не относится к нам тот, кто не жалеет малых среди нас и не признает прав старых!» Ахмад и аль-Хаким.
Наиболее полезным для меня оказалась наверно часть знакомства, где услышав мнение сестренок и вспомнив, высказав историю своего детства, начала глубже анализировать и свое нынешнее поведение, и стала размышлять над тем, что именно нужно менять в своем отношении к детям в жизни сейчас.
Практическая часть тоже была очень полезна. Без натренированности меняться сложно, но будем стараться, по крайней мере знаем куда двигаться ))
Хорошо конечно, что были подняты многие вопросы, касающиеся воспитания детей. Понимаю, что такой серьезный вопрос, как воспитание детей, невозможно осветить полностью за несколько часов, эти часы пролетели так незаметно! Поэтому была бы рада новым встречам, где можно было бы обсудить самые частые проблемы и практические пути их решения. Не знаю как другие, но лично я лучше усваиваю теорию на практике ;)))
Благодарю за приглашение на этот семинар!
P/S: приятно было и передохнуть без деток в кругу близких по духу сестренок!
ДжазакиЛляху хае