Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Возрастная периодизация детей

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!


Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех фазы – возрастные периоды. Существует различный подход к выделению возрастных периодов развития человека. С использованием трудов Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф в книге «Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия» мною была подготовлена таблица, с разделением периодов по возрастам в соответствии с Кораном и сунной.



Здесь же расписаны анатомо-физиологические особенности возрастных периодов, исходя из которых следует решать вопросы организации воспитания, развития и обучения детей и подростков. Также каждому периоду свойственна определенная ведущая деятельность – это деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с ритмом и темпом, заложенным Создателем. Почему один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения? Так же таблица включает в себя сензитивные периоды развития. Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития.


Важно отметить, что названные периоды тесно связаны между собой и чётких границ между ними нет — за исключением разве что совершеннолетия. Многое зависит от природных условий, индивидуальных особенностей и половых различий. Как бы там ни было, упомянутое разделение достаточно точно отражает реальность, просто нужно принимать во внимание возможные колебания. Каждый из периодов детства и взрослой жизни делится на несколько подпериодов. Таким образом, человек на своём пути к миру вечному переходит от одного жизненного периода к другому, и каждый из этих периодов требует определённого воспитания и подготовки. Поэтому этапы воспитания неразрывно связаны с возрастом человека.



Жизнь человека можно условно разделить на два этапа:


Первый этап — период развития плода в материнской утробе. Начинается он с зачатия, в результате которого образуется сначала сгусток крови, потом — кусочек плоти, потом у плода появляются кости и мышцы и он растёт и развивается вплоть до появления на свет. В психологии эта фаза развития получило название перинатальной психологии. Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованная номенклатура проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке.

Второй этап — этап человеческой жизни, который начинается с рождения. Его можно условно разделить на два больших периода: детство и взрослая жизнь. Более подробно мы остановимся на фазе детства.

Этапы жизни человека:



До рождения

После рождения








Психология


Перинатальная психология (внутриутробная психология) состоит из 4-х стадий:


·Зигота - стадия капли (нутфа);

·Эмбрион - стадия формирования (хальк);

·Плод - стадия роста (наш'а);

·Момент рождения


Детство

и

Взрослая жизнь

Ислам

"Мы (Господь) уже создали человека из эссенции глины, потом поместили его каплей (нутфа) в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), и потом создали из этого сгустка крови кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении и придали ему определенный (человеческий) облик, благословен же Аллах, лучший из творцов! (Сура Верующие 23:13,14)"


Возрастная периодизация детства

  • —С рождения до сознательного возраста (возраста различения);
  • —С момента вступления в сознательный возраст и почти до совершеннолетия

Всевышний Аллах сказал: «Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трёх случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечерней молитвы» (сура 24 «Свет», аят 58).


В данном случае веление спрашивать разрешения, прежде чем войти в комнату в периоды, когда мужчина остаётся наедине со своей женой, касается детей, которые уже вступили в возраст различения. Это дети, которые понимают то, что касается женщин, однако ещё не достигли совершеннолетия;


  • —Совершеннолетие (признаки полового созревания у обоих полов). По ханафитскому мазхабу признаком совершеннолетия считаются первые поллюции у парней и первые месячные у девушек.

—


Психология

Ислам

Кризисы

Ведущая деятельность

Сензитивные периоды

С рождения до сознательного возраста (возраста различения)

Младенчество


С рождения до отлучения от груди (~до 2-х лет)


«Матери кормят своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца (…) Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете» (2:233)

Кризис новорожденности. Адаптация ребенка к новым условиям жизни.


Кризис 1 года.

Всплеск самостоятельности, первые истерики. Развивается речь.


До 1го года эмоциональное общение со взрослыми


С 1 до 3х лет манипулятивная (предметно-орудийная)




Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей. Активно развивается речь, ребенок восприимчив к развитию крупной и мелкой моторики. Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. В этот период важно, чтобы ребенок знал где находятся его игрушки, одежда и все находилось в зоне его досягаемости. В таком случае со временем убирать место в положенное место войдет у него в привычку.

Дошкольное детство

Период с 2-х лет до сознательного возраста (возраста различения)

7 лет



Всевышний Аллах сказал: «…или детей, которые не постигли наготы женщин» (сура 24 «Свет», аят 31). Аль-Багави сказал в своём тафсире: «…имеется в виду, что эти дети настолько малы, что ещё не отличают места, которые должны быть закрыты от чужих взоров, от других».

Кризис 3 лет.

Кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

С2х до 3х лет детей больше привлекают игры в одиночку с игрушками или так называемые параллельные игры, когда малыш играет сам с собой, но рядом с другими детьми.


С 3х до 7лет сюжетно-ролевая игра



Развивается самостоятельность, появляется интерес к сверстникам, к общению.

Интерес к буквам, счету, письму появляется ближе к 4-5 лет.

Сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

С момента вступления в сознательный возраст и почти до совершеннолетия

Школьное детство


От 7 до 10 лет

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обучайте своих детей молитве с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её с десяти лет» [Абу Дауд, Ахмад; аль-Хаким].


Кризис 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Переоценка ценностей. Появляются первые комплексы, самооценка, первые попытки обмана

Учебная деятельность

Авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Период благоприятен к изучению иностранных языков.

Старшее школьное детство


От 10 до 15 лет



Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Повышается интерес к своей внешности. Остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Подростку хочется больше свободы, на этом фоне могут конфликты с родителями. Свойственна сильная потребность в общении со сверстниками.

Интимно-личностное общение

Усиливаются индивидуальные различия, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития и раскрытия творческого потенциала.

Совершеннолетие (признаки полового созревания у обоих полов)


Юность


~ C 15 лет до 18 лет

Ибн Умар сказал: «Я предстал перед Посланником Аллаха, в день Ухуда на сражение, а было мне тогда четырнадцать лет, и не дозволил мне (участвовать в сражении). Я также предстал перед ним в день Аль-Хандака. А было мне тогда 15 лет. И дозволил мне (воевать)»(Муслим)

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет).

В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения, поиск смысла жизни.

Учебно-профессиональная деятельность

Наиболее подходящий возраст для начала профессиональной карьеры.


Возрастная периодизация взрослой жизни


Молодость

До 30 лет

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности». У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Зрелость

До 55 (60) лет

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Старость

~

Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.


*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.

При подготовки статьи были использованы материалы сайтов http://studme.org/1787010726870/meditsina/vozrastnaya_periodizatsiya_razvitiya, http://sch2114uz.mskobr.ru/users_files/dsuz2435/files/senzitivnye_periody_razvitiya.pdf