С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех фазы – возрастные периоды. Существует различный подход к выделению возрастных периодов развития человека. С использованием трудов Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф в книге «Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия» мною была подготовлена таблица, с разделением периодов по возрастам в соответствии с Кораном и сунной.
Здесь же расписаны анатомо-физиологические особенности возрастных периодов, исходя из которых следует решать вопросы организации воспитания, развития и обучения детей и подростков. Также каждому периоду свойственна определенная ведущая деятельность – это деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с ритмом и темпом, заложенным Создателем. Почему один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения? Так же таблица включает в себя сензитивные периоды развития. Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития.
Важно отметить, что названные периоды тесно связаны между собой и чётких границ между ними нет — за исключением разве что совершеннолетия. Многое зависит от природных условий, индивидуальных особенностей и половых различий. Как бы там ни было, упомянутое разделение достаточно точно отражает реальность, просто нужно принимать во внимание возможные колебания. Каждый из периодов детства и взрослой жизни делится на несколько подпериодов. Таким образом, человек на своём пути к миру вечному переходит от одного жизненного периода к другому, и каждый из этих периодов требует определённого воспитания и подготовки. Поэтому этапы воспитания неразрывно связаны с возрастом человека.
Жизнь человека можно условно разделить на два этапа:
Первый этап — период развития плода в материнской утробе. Начинается он с зачатия, в результате которого образуется сначала сгусток крови, потом — кусочек плоти, потом у плода появляются кости и мышцы и он растёт и развивается вплоть до появления на свет. В психологии эта фаза развития получило название перинатальной психологии. Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованная номенклатура проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке.
Второй этап — этап человеческой жизни, который начинается с рождения. Его можно условно разделить на два больших периода: детство и взрослая жизнь. Более подробно мы остановимся на фазе детства.
Этапы жизни человека:
|
До рождения |
После рождения |
Психология |
Перинатальная психология (внутриутробная психология) состоит из 4-х стадий: ·Зигота - стадия капли (нутфа); ·Эмбрион - стадия формирования (хальк); ·Плод - стадия роста (наш'а); ·Момент рождения |
Детство и Взрослая жизнь |
Ислам |
"Мы (Господь) уже создали человека из эссенции глины, потом поместили его каплей (нутфа) в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), и потом создали из этого сгустка крови кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении и придали ему определенный (человеческий) облик, благословен же Аллах, лучший из творцов! (Сура Верующие 23:13,14)" |
Возрастная периодизация детства
- С рождения до сознательного возраста (возраста различения);
- С момента вступления в сознательный возраст и почти до совершеннолетия
Всевышний Аллах сказал: «Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трёх случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечерней молитвы» (сура 24 «Свет», аят 58).
В данном случае веление спрашивать разрешения, прежде чем войти в комнату в периоды, когда мужчина остаётся наедине со своей женой, касается детей, которые уже вступили в возраст различения. Это дети, которые понимают то, что касается женщин, однако ещё не достигли совершеннолетия;
- Совершеннолетие (признаки полового созревания у обоих полов). По ханафитскому мазхабу признаком совершеннолетия считаются первые поллюции у парней и первые месячные у девушек.
|
Психология |
Ислам |
Кризисы |
Ведущая деятельность |
Сензитивные периоды |
С рождения до сознательного возраста (возраста различения) |
Младенчество С рождения до отлучения от груди (~до 2-х лет) |
«Матери кормят своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца (…) Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете» (2:233) |
Кризис новорожденности. Адаптация ребенка к новым условиям жизни. Кризис 1 года. Всплеск самостоятельности, первые истерики. Развивается речь. |
До 1го года эмоциональное общение со взрослыми С 1 до 3х лет манипулятивная (предметно-орудийная) |
Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей. Активно развивается речь, ребенок восприимчив к развитию крупной и мелкой моторики. Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. В этот период важно, чтобы ребенок знал где находятся его игрушки, одежда и все находилось в зоне его досягаемости. В таком случае со временем убирать место в положенное место войдет у него в привычку. |
Дошкольное детство 7 лет |
Всевышний Аллах сказал: «…или детей, которые не постигли наготы женщин» (сура 24 «Свет», аят 31). Аль-Багави сказал в своём тафсире: «…имеется в виду, что эти дети настолько малы, что ещё не отличают места, которые должны быть закрыты от чужих взоров, от других». |
Кризис 3 лет. Кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. |
С2х до 3х лет детей больше привлекают игры в одиночку с игрушками или так называемые параллельные игры, когда малыш играет сам с собой, но рядом с другими детьми. С 3х до 7лет сюжетно-ролевая игра |
Развивается самостоятельность, появляется интерес к сверстникам, к общению. Интерес к буквам, счету, письму появляется ближе к 4-5 лет. Сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать. |
|
С момента вступления в сознательный возраст и почти до совершеннолетия |
Школьное детство
|
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обучайте своих детей молитве с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её с десяти лет» [Абу Дауд, Ахмад; аль-Хаким]. |
Кризис 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Переоценка ценностей. Появляются первые комплексы, самооценка, первые попытки обмана |
Учебная деятельность |
Авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Период благоприятен к изучению иностранных языков. |
Старшее школьное детство От 10 до 15 лет |
|
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Повышается интерес к своей внешности. Остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Подростку хочется больше свободы, на этом фоне могут конфликты с родителями. Свойственна сильная потребность в общении со сверстниками. |
Интимно-личностное общение |
Усиливаются индивидуальные различия, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития и раскрытия творческого потенциала. |
|
Совершеннолетие (признаки полового созревания у обоих полов) |
Юность ~ C 15 лет до 18 лет |
Ибн Умар сказал: «Я предстал перед Посланником Аллаха, в день Ухуда на сражение, а было мне тогда четырнадцать лет, и не дозволил мне (участвовать в сражении). Я также предстал перед ним в день Аль-Хандака. А было мне тогда 15 лет. И дозволил мне (воевать)»(Муслим) |
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения, поиск смысла жизни. |
Учебно-профессиональная деятельность |
Наиболее подходящий возраст для начала профессиональной карьеры. |
Возрастная периодизация взрослой жизни
Молодость |
До 30 лет |
Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности». У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. |
Зрелость |
До 55 (60) лет |
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей. |
Старость |
~ |
Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее. |
*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник.
При подготовки статьи были использованы материалы сайтов http://studme.org/1787010726870/meditsina/vozrastnaya_periodizatsiya_razvitiya, http://sch2114uz.mskobr.ru/users_files/dsuz2435/files/senzitivnye_periody_razvitiya.pdf