Многие приходят к психологу испытывая огромное чувство вины за то, что не могут сдержать свои эмоции во время очередного срыва на мужа и детей. Они могут казаться достаточно вежливыми в окружении, но в семье просыпается тиран.
Да, все люди разные, одни не терпят – взрываются сразу.
Другие – терпят всю жизнь и копят в себе обиды.
Третьи – терпят временно, но, когда их внутренний эмоциональный сосуд наполняется – идет взрыв. Так организм дает сбой. Некоторые действительно смиряются с болью, не срываясь на близких, но выйдя из дома такие люди часто очень легко возбудимы со случайно встретившимися людьми. Особенно чувствуется это в виртуальном общении. Приведу простой пример. Допустим подняли тему многоженства, а в семье полно негатива и обид на мужа. Что происходит в группе? Она буквально трещит по швам! «Какая вторая жена, когда он не может обеспечить даже нас? О чем вы говорите? Наши мужчины не могут этого себе позволить! и т.д». Эмоции высказываются не по адресу, они обращены чаще к мужу. Не в многоженстве дело, а в отношениях.
Так что же такое терпение?
«В понятии „терпение“ — две грани. С одной стороны, положительная — способность ожидать, не теряя надежды, настойчиво идя к поставленной цели. С другой стороны — отрицательная — неспособность сопротивляться, снося все оскорбления, обиды, рабски подчиняясь обстоятельствам. Первое — признак силы, второе — слабости» замечательный афоризм Ильи Шевелева.
Терпение (Сабр) в арабском языке значит «удержание». В религиозном понятии терпение – это удержание души от беспокойства и нетерпения, удержание языка от жалоб, недовольства и гнева, и удержание тела от недостойного поведения (как например, разрывание на себе одежды и битьё себя по щекам, когда умирает кто-то из близких). Однако человек не порицается за слёзы текущие из глаз и печаль в своём сердце. Когда умер Ибрахим сын посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал: «Воистину глаза проливают слёзы, сердце печалится, и воистину мы огорчены расставанием с тобой, о, Ибрахим». (Аль-Бухари)
Одно из значений сабра это «стойкость». Например, в последнем аяте суры «Аль-Имран» Аллах (хвала Ему) велит верующим иметь сабр:
«О вы, которые уверовали! Терпите [тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод], будьте стойки [против врага во время сражений]. И бойтесь Аллаха, — может быть, вы преуспеете..» (Коран, 3:200).
Очень часто женщинам говорят, или женщины сами так думают, что они должны терпеливо сносить дурное обращение. На самом деле, быть терпеливым к агрессору – это вовсе не то, к чему призывает ислам. Наоборот, Пророк (мир ему и благословение) учил нас при виде греха и несправедливости пытаться что-то исправить. Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да бу-дет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Этот хадис передал Му-слим 49.
Этот хадис учит нас, что мы действительно можем помочь ближнему – мужу, жене, отцу, матери, любому человеку в нашей жизни – если он совершает жестокость и причиняет обиду. Для этого нужно остановить его, возможно сделать наставление, напомнить. Ведь все мы – из числа ошибающихся. Так мы действительно поможем ему. Вы должны понимать, что делаете это ради Аллаха. Не допускайте притеснений, не закрывайте глаза на жестокость одного из членов семьи к близким, к детям, и это действительно будет сабр.
*Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов сайта при условии ссылки на источник. При подготовки статьи были использованы материалы сайтов http://islam.com.ua/etika/970-terpety-ne-znachit-molc.., http://www.whyislam.to/islam/veroubejdenie/terpenie-e.., https://xadis.wordpress.com/2014/10/30/хадис-если-кто..
С благодарностью, Умм Марьям.